3 антилайфхака, как провалить налоговую проверку
Статистика показывает, что по состоянию на июнь 2019 года в Украине уже проведено более 8 тысяч налоговых проверок, по результатам которых налогоплательщикам доначислено почти 6,4 миллиарда гривен обязательств.
Существует масса публикаций относительно того, как правильно подготовиться к налоговой проверке и что же делать, если к вам пришли проверяющие. Поэтому мы поговорим о том, чего точно делать не стоит, дабы уберечь себя от доначислений, штрафных санкций и неприятного осадка на душе.
Антилайфхак 1: Импровизируйте на ходу
Часто встречаем ситуацию, когда предприятие попросту не готовится к налоговым проверкам, а приходит уже с конкретным ее результатом — актом проверки. Аргументация бывает разная: от "Да у нас все и так правильно оформлено!" и до "Инспекторы не будут углубляться во все документы и посмотрят только самое основное" и "Если что, будем действовать по ситуации".
Кратко и по делу в Telegram
На самом деле, ревизоры-инспекторы, выходя на налоговую проверку, уже точно знают "болевые точки" плательщика налогов, исходя из специфики его деятельности. К примеру, если у вас розничная сеть, то особое внимание будет уделено происхождению товара и оприходованию наличных денежных средств. Если же у вас производство и/или реализация импортного товара, то особое внимание будет приковано к вашим контрагентам.
Знаю случай, когда компания абсолютно случайно не вписала данные из Раздела 1 в Раздел 2 книги КУРО, что повлекло за собой применение огромных штрафов со стороны ГФС за неоприходование денежных средств. Хотя фактически деньги были оприходованы и даже внесены на счет компании. А ведь этого можно было избежать.
Подготовка к налоговой проверке позволяет как минимум обезопасить плательщика налогов от незначительных нарушений со значительными последствиями.
Антилайфхак 2: Никогда не говорите с сотрудниками о налоговой
В случае если вас совершенно не расстраивают возможные убытки, продолжайте считать, что инструктаж сотрудников накануне визита налоговой — пустая трата времени. Бытует мнение, что рассказывать подчиненным о том, как нужно вести себя во время встречи подобных гостей, — совершенно бесполезное занятие. Согласиться с этим достаточно сложно. Сотрудники — большой источник информации для проверяющих, которая зачастую является опасной для работодателя. Своими действиями и/или высказываниями ваши подчиненные способны ненароком "направить" проверяющих анализировать в правильном направлении.
Читайте также: Топ-5 последствий налоговых изменений для бизнеса: налоговый пресс-завтрак Dentons
Неумышленные действия ваших сотрудников могут стоить компании миллионов гривен. Так на одном из предприятий проходила налоговая проверка, в ходе которой один из сотрудников сообщил проверяющим, что он вообще здесь оформлен как ФЛП, а поэтому получать от ГФС любые документы он не имеет права. И не обязан. После этой, казалось бы, безобидной фразы были проверены все договоры компании со всеми ФЛП, выявлено отсутствие отчетов, предусмотренных такими договорами, а также была прослежена системность выплат, осуществляемых компанией в адрес такого ФЛП. Думаю, не стоит объяснять, какие последствия это имело для компании.
Дабы не допустить таких случаев, сотрудники должны совершенно точно понимать свой официальный статус в компании, знать полномочия проверяющих, их и свои права и обязанности.
Помните, что общение с проверяющими ведет исключительно директор и/или адвокат, а также главный бухгалтер. К слову, а вот и еще один факап-совет: определите рабочее место инспектора прямо в кабинете бухгалтера.
Антилайфхак 3: дайте инспекторам все и сразу!
Налоговый кодекс Украины определяет, что налогоплательщик обязан предоставить проверяющим в полном объеме все документы, связанные с предметом проверки. И такая обязанность возникает сразу после ее начала. Только вот конкретного перечня документов законодательство не указывает.
В большинстве случаев, когда ревизор-инспектор обращает внимание плательщика налогов на эту обязанность, представители компании рады стараться предоставить все папки, которые только возможно. Даже те, к которым не обращались годами. Часто бывают случаи, когда в документах отсутствует какая-либо подпись, где-то не стоит печать, а где-то не хватает дополнений и отчетов к договорам. Так делать не стоит. Спешка — не лучшая заявка на успех, если речь идет о налоговой проверке.
Читайте также: Украинцы отдают государству в виде налогов половину своих доходов — эксперты
Рекомендую взять паузу и уточнить у инспектора, какие именно документы ему нужны для начала работы и попросить оформить письменный запрос на их предоставление. Сообщить, что для подготовки документов вам понадобится некоторое количество времени. А тем временем проанализировать запрашиваемые документы на соответствие действующему законодательству и как минимум пересмотреть их. И помните, если договором предусмотрено оформление дополнений, журналов, отчетов — они должны быть!
И самое главное. В процессе проверки следует окружить инспекторов-ревизоров заботой, вниманием и ни в коем случае не оставлять их наедине с оригиналами документов, дабы совершенно случайно ваши документы не перекочевали в архивы ГФС.
Узнать больше о том, как обращаться с финансами в компании, чтобы у налоговой не было вопросов, вы сможете на GET Business Festival 28 февраля 2020 года. Кроме того, вы сможете лично пообщаться с адвокатом Практики безопасности бизнеса Дмитрием Куликом и сразу же на практике применить советы эксперта.