Блокирование налоговых накладных: почему Минфину нужно срочно вмешаться
Впервые в этом году о ней в публичной плоскости заявил Олег Болебрух, обратив внимание общественности на ущерб, с которым сталкивается бизнес в данном случае.
Не остался равнодушным к проблеме и офис бизнес-омбудсмена, который предоставил свою статистику: только за 4-й квартал 2018 года к ним поступило 427 жалоб, подавляющее большинство из которых касалось проблем взаимодействия с фискальной службой.
Тогда нашим сервисом впервые была проведена пристальная аналитика проблемы, однако разобраться с первопричиной и порядком блокировок оказалось не так уж и просто. Ведь если постановления Кабинета министров Украины лежат на поверхности, то письма ГФС, которые могли бы разъяснить те или иные вопросы, разыскать не так и легко.
Проблема, изначально вызвавшая критичное недовольство собственников бизнеса, началась в 2018 году с момента вступления в законную силу Порядка по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином государственном реестре налоговых накладных. Данный порядок еще в 2017 году многие владельцы бизнеса расценили как еще один рычаг давления государственных органов на реальный сектор экономики и вышли на митинги и акции.
Основная суть Порядка в том, что он устанавливает возможность приостановления регистрации налоговой накладной, если предприятие подпадает под критерии рискованности, которые были подписаны 5 ноября 2018 года и.о. главы ГФС Власовым.
Здесь точно стоит отметить, что не все критерии являются четкими и однозначными, а особенное внимание к себе привлекает п. 1.6, как самый размытый в своих определениях. Зачастую именно он и является основанием для приостановления и отказа в регистрации налоговых накладных.
Как итог реальный сектор экономики, сталкиваясь с беспричинным отказом в регистрации налоговых накладных, несет просто колоссальные, многомиллионные убытки, как экономические, так и репутационные.
Читайте также: Нина Южанина призвала ГФС прекратить блокировать налоговые накладные "белого" бизнеса
В июле этого года мы получили сигнал от еще одного владельца крупного холдинга, столкнувшегося с данной проблемой. Ситуация разворачивалась в Киевской области, где ГФС возглавляет Александр Кавылин. Общая сумма налоговых накладных, в регистрации которых было отказано на основании п. 1.6 Порядка, составила 3 млн грн, а под наковальню налогового давления попало 5 предприятий холдинга.
Мы провели свою статистику, теперь уже не просто по Киеву, а по 14 крупнейшим областям, и нам раскрылись страшные цифры — тысячи собственников бизнеса были вынуждены отстаивать свои интересы в суде, теряя время, возможности и финансовые ресурсы.
Мне, как юристу было грустно наблюдать статистику, в которой показатели выигранных ГФС споров стремились к 0, однако попытки сохранить несостоявшуюся судебную практику все же продолжаются. В большинстве случаев ГФС даже не подавался отзыв на иск, что судом автоматически рассматривалось как его признание. На что стоит обратить пристальное внимание в данном случае? Это на однозначную позицию суда в двух вопросах: первое — это то, что на законодательном уровне четко не установлено перечня документов, достаточных для принятия ГФС решения о регистрации налоговой накладной, и второе — это отсутствие на законодательном уровне четкого урегулирования вопроса не может вменяться в вину владельцу бизнеса.
Для холдинга, который рискнул выйти в открытое противостояние, потребовав от ГФС Киевской области максимально оперативного урегулирования вопроса и направив всевозможные запросы и обращения в Министерство финансов Украины, Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, областную администрацию и ГФС различных уровней, ситуация имела положительный результат.
Однако, это всего лишь частный случай, который был услышан Комитетом ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, как раз проводившим свое заседание. Результатом вмешательства руководства ГФС Киевской области в лице Александра Кавылина стало оперативное исключение предприятий холдинга из перечня рискованных и начало регистрации налоговых накладных. Однако, пока пострадавшая сторона отстаивала свои права, работа предприятий была приостановлена. Убытки, которые понесли предприятия, на данный момент уже исчисляются миллионами, а их окончательную сумму пока сложно установить.
Стоит отметить, что сами законодатели, как и суды, согласны с размытостью критериев рискованности и требуют от Министерства финансов Украины принять оперативные меры, направленные на исправление ситуации, однако, каким будет решение проблемы и когда, пока неизвестно.
В то же время на поверхности остается и другой, не менее важный вопрос, сколько владельцев бизнеса прибегли к "прямому" урегулированию вопроса, непосредственно на местах с целью экономии времени и во избежание денежных затрат? Вероятнее всего, цифра исчисляется сотней тысяч, о чем может свидетельствовать та же статистика ГФС: за три недели работы системы мониторинга критериев оценки риска (СКОМР) было остановлено 18 тысяч (!) документов. Не свидетельствует ли это о том, что подобного рода система является неистощимым источником коррупционных договоренностей и оставляет массу черных пятен, как в понимании занесения реально работающего предприятия в список рискованных, так и на репутации органов ГФС?
Если вернуться к установленным нашим сервисом статистическим данным, мы можем гарантированно видеть, что процесс отказа в регистрации и блокировании налоговых накладных является несоизмеримым и дискредитирующим механизмом, который не должен распространяться на предприятия, имеющие очевидные признаки реальности: штат, основные фонды, располагающие разрешительной документацией и арендующие (владеющие) помещениями.
К сожалению, становится очевидным, что принцип недопустимости вины, в котором принято считать, что пусть лучше 9 виновных не понесут кары, чем один виновный будет наказан, обошел стороной нашу отечественную финансовую систему. И это безусловно свидетельствует о необходимости срочных и категоричных мер для исправления.