Brexit: исторический момент для Великобритании и урок для Украины

24.01.2020 15:32

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что в вопросе Brexit преодолена финишная черта и уже ничто не сможет помешать выходу Британии из ЕС. Данное заявление последовало после того, когда Палата Общин одобрила законопроект по Brexit.

Теперь слово осталось за Королевой Соединенного Королевства, но никто не сомневается в том, что Королева одобрит законопроект. Впоследствии, с другой стороны, Европарламент должен ратифицировать этот документ, но и там проблем уже не будет. В ЕС этот вопрос считают формальностью.

В итоге, после более чем трехгодичной эпопеи, Brexit все же состоится и по текущим планам с 1 февраля начнется переходный период, который закончиться 1 января 2021 года, дата окончательного выхода Великобритании из ЕС. Для Великобритании это будет исторический момент, который поставит перед страной очень сложные фундаментальные задачи. После выхода из Европейского Союза Британии нужно будет найти свое новое место в изменившимся мире, причем в глобальном масштабе.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Все ведь знают, что сто лет назад Великобритания являлась Британской Империей со множеством колоний и зависимых территорий, имея самый большой политический вес на планете. Лондон был финансовым центром мира, а фунт — главной мировой валютой. Статус метрополии мирового масштаба обеспечивал Лондону приток денег со всего мира. Однако после Второй мировой войны лидерство перешло к США.

Британия потеряла свои колонии и стала утрачивать статус метрополии. Мир укрупнялся, а вес Британии в мировой экономике наоборот снижался. По меркам новой реальности Великобритания превратилась в просто страну с 65 млн населением, которая по эффекту масштаба уже не может тягаться с крупными экономиками мира. Лондон по исторической инерции оставался финансовым центром, но, тем не менее, финансовые потоки медленно, но верно, уходили за океан. Этот процесс к 70-м годам прошлого века привел страну к тяжелому экономическому положению.

Ввиду этого британцам надо было что-то делать, дабы не оказаться аутсайдером в меняющемся мире. В 1973 году Великобритания вошла в только что созданное Европейское Экономическое Сообщество для того, чтобы быть частью чего-то большого и сильного. Однако былое имперское и гордое прошлое британцев с самого начала зарождения ЕЭС сделало из англичан "евроскептиков". В новом союзе англичане не могли стать главными, при этом взгляды англичан очень часто расходились с мнением в континентальной Европе.

Предпосылки для так называемого Brexit зародились с самого начала появления ЕС. В частности, Маргарет Тетчер была противником ЕС. Она выступала против Маастрихтского договора, который стал основой для создания ЕС в нынешнем виде. "Железной Леди" не нравилась централизация власти у Брюсселя. Лондон всегда хотел оставаться самостоятельным, что шло вразрез интеграционным процессам в ЕС. Почти весь период членства Британии в ЕС можно назвать периодом противостояния. Англичанам не нравилась политика Брюсселя по огромному количеству вопросов.

ЕС и Британия были часто как две разные партии с разными позициями. Англичане часто были либеральными консерваторами, которые противостоят социал-демократам. Маргарет Тетчер вообще считала ЕС угрозой с социалистическим единством. ЕС увеличивало долю государства в экономике, а Британия всегда этому противилась. К примеру, сводный государственный бюджет Франции — это около 55% от ВВП, а у Великобритании — лишь 42%.

Читайте также: Королева Елизавета II подписала законопроект о Brexit

В вопросе миграции англичане предпочитают умного студента из Индии, а ЕС готов принимать необразованных беженцев. Англичанам всегда не нравилось Римское право, используемое в континентальной Европе, поскольку у них есть свое прецедентное. Поэтому у Великобритании и ЕС, образно говоря, с самого начала не сходились "шестеренки". Евросоюз мешал англичанам развиваться так, как они хотели, а Британия мешала интеграции в Европе.

Brexit, как считают эксперты, приведет к тяжелым потерям для экономики Туманного Альбиона, поскольку сыграет эффект масштаба, англичане окажутся в условиях "просто страны" в окружении таких гигантов, как ЕС, США и Китай. Лондону будет очень сложно сохранить свой статус финансового центра.

У Соединенного Королевства почти треть экономики в своей основе имеет финансовый сектор. Лондонская Биржа, например, пока еще остается одной из ведущих бирж мира, но совершенно очевидно, что крупные игроки в лице все тех же ЕС, Китая и США будут стремиться развивать свои финансовые рынки и заинтересованы в том, чтобы деньги работали внутри своих экономик, а это будет вести к тому, что приток денег в Англию будет неуклонно снижаться, создавая экономические трудности.

Та тенденция, которая зародилась после завершения Второй мировой войны, может усилиться с удвоенной силой. Великобритания превратится в затухающий старый финансовый центр, где ее место в мировом разделении труда будет потеряно. Стране нужно будет искать новое место в новом мире, где Великобритания будет просто одной из стран, каких много, а не финансовой метрополией.

Дружба и экономический союз с США не могут спасти Лондон, поскольку в этом союзе лидером будут США. Однако у Великобритании все же есть шанс для сохранения своего статуса как финансовой метрополии. Англичане могут переиграть больших конкурентов не своей массой, а качеством. Англичане могут противопоставить социал-демократическому Брюсселю свои либеральные взгляды и сделать свою экономику более свободной и открытой в сравнении с Европейским союзом.

Читайте также: Brexit превращает Великобританию в "отсталую" страну — исследование

Тот камень преткновения, в виде огосударствления экономики, о котором ЕС и Британия спорили, может стать конкурентным преимуществом Лондона. Ведь Лондон выходит из ЕС не просто как страна не согласная с политикой Центра, Британцы выходят из состава ЕС как политическая сила, выступающая за меньшее участие государства в экономике, как сила, которая за более свободную экономику. А такая позиция Лондона может оказаться более привлекательной для потока капиталов, и тогда Англия подобно Сингапуру и Швейцарии сможет сохранить свой статус Финансовой Метрополии.

Но как получится, в итоге покажет время, и это зависит уже от властей Великобритании, от того, что они будут делать и как дальше развивать страну. Поэтому после Brexit у английских властей появятся более сложные задачи, чем был сам Brexit. Эти задачи не так видны и не так очевидны, как шум по поводу выхода из ЕС, но они более важны для страны.

Что касается Украины, то вроде бы эта тема нас не должна волновать, ведь где мы, а где Британия. Но на пути к нашим реформам мы должны обращать внимание на опыт других стран и понимать процессы. Ведь ситуация с Brexit и опыт англичан показывает нам, что Европейский Союз не является эталоном свободной экономики. Социал-демократия, ныне доминирующая в ЕС, не может создать условия для развития бедных стран.

Модель ЕС подходит для зажиточных стран, которые активно решают вопрос о том, как перераспределить деньги с сильным социальным уклоном и высокой долей государства в экономике. Для прорывного роста экономики такая модель не подходит, что и показывает история.

Страны Восточной Европы, при всем уважении их действий по пути реформ, по динамике своего развития значительно отстали от стран Азии, того же Сингапура. В последние десять лет, после кризиса 2008 года, экономика ЕС в сравнении с экономикой США значительно проигрывает в развитии.

Читайте также: Brexit. До якої торговельної угоди має бути готова Україна

Сингапур, к примеру, не выполнял директивы ЕС, он следовал основополагающим принципам демократии — права и свободы человека, когда источником суверенитета является народ, равенство, свобода слова, незыблемость права на частную собственность, плюрализм, принцип разделения властей и другие. Предметом реформ должно быть выполнение основополагающих принципов, а не прикладных требований ЕС или МВФ.

Джордж Вашингтон, "классный" президент США с "классными" речами, как раз и отличался тем, что в своих речах и действиях всегда приземлял фокус внимания на главные принципы, а не на прикладные задачи. Это позволило США 200 лет назад первыми провести те реформы, к которым мы сейчас и стремимся.

Пример Brexit показывает, что сами страны Запада при своей деятельности руководствуются в первую очередь своими взглядами, и предметом любых действий является принцип. Британцам в ближайшие годы будет сложно, но зато они оказались верны своим принципам. ЕС, в который мы стремимся, не идеален и может ошибаться. Британия своим действием по Brexit это и сказала.

Поэтому Украина должна фокусироваться на принципах, которые привели к успеху страны Запада, а не на прикладных рекомендациях. Ведь имея принципы во главе угла, прикладные вопросы можно адаптировать под наши особенности, и не заниматься слепым копированием законодательства других стран. Та же судебная реформа должна быть проведена не ради самой реформы и требованиям кого-либо.

Судебная реформа в первую очередь должна быть проведена для возможности полноценной реализации принципа прав и свобод человека и других принципов. Принципы должны быть предметом фокусировки и обсуждений, а не прикладные задачи, и лишь тогда все реформы и все законодательство придут в системное соответствие друг с другом.

Источник

Читайте также