К культуре предвзятое отношение: может ли человек "с улицы" возглавить Госкино? 

28.01.2020 19:44

Еще никогда не было столько разговоров вокруг конкурса на замещение главы Госкино (Государственного агентства Украины по вопросам кино). Длительное время он был в эпицентре скандала, о котором мы все помним.

В результате Кабмин объявил повторный конкурс, к которому были допущены 10 кандидатов. Среди них были те, кто подавался и в первый раз — это Сергей Зленко, Сергей Слепак и Станислав Куценко. Собственно, они, а также Ольга Безхмельницына и Марина Кудерчук дошли до последнего этапа. Национальное агентство по вопросам государственной службы после проведенных собеседований рекомендовало этих кандидатов к рассмотрению Кабинетом Министров (на данный момент дата собеседований официально не объявлена — delo.ua)

Но и в этом случае конкурс на главу Госкино остается на слуху. Ситуация рассматривается со стороны компетенции претендентов на эту должность. Возникает резонный вопрос, который задают обычные люди: обязательно ли человеку быть вовлеченным профессионально в киноиндустрию, чтобы быть менеджером государственной структуры? Ведь мы хорошо знакомы с примерами того, когда человек, не имеющий опыта и знаний в определенной сфере, занимал должность управленца. Да, для украинцев, которые ходят в кино как потребители контента, выбирая фильм в качестве развлечения, не интересно детальное формирование бюджета, выделяемого на производство кино, пути его продвижения, представление на международной арене и т.п.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Рассмотрим ситуацию с назначением "непрофильного" кандидата на примере. Я бы не села в самолет, произведенный на заводе, которым управляет, условно, повар. Ведь он вряд ли разбирается в технических особенностях строения и управления воздушных суден. Почему-то у нас есть разделение на важные и не столь важные отрасли.

Читайте также: Конкурс на главу Госкино: Синькевич готовит иск в суд и требует вмешательства Кабмина

В случае со сферой культуры многие люди уверены, что это не так сложно — можно научиться. Следуя этой логике и повар может научится управлять самолетами, но нет, предвзятое отношение только к культуре. Каждый считает, что способен нарисовать "Черный квадрат" Казимира Малевича, но поместить его в контекст и создать новое течение в искусстве может только Малевич.

Госкино — это не просто распределение государственного бюджета, проведение питчингов и выделение денег на производство. Это огромный механизм, который должен запускать человек, имеющий компетенции. В его обязанности входит не сидение на государственном стуле. Глава Госкино регулирует целую отрасль, лоббирует и сопровождает законодательные процессы, выполняет внутреннюю и внешнюю политику и участвует в ее формировании, совершенствует функционирование финансирования индустрии внутри страны, налаживает внешнюю коммуникацию как представить на международном рынке и так далее. Для этого человек должен понимать, как все это работает изнутри, иметь пул связей.

В случае прихода к власти в Госкино некомпетентного претендента, ему придется длительное время нарабатывать эти знакомства, изучать рынок с потребностями зрителя, его запросами, нуждами кинотеатров, проблемами дистрибьюции, пробелами в законодательной базе, особенностями фондов. На это уйдет немало времени и еще не факт, что человек поймет, как наладить все процессы.

Безусловно, первые шаги к системному функционированию Госкино сделал предыдущий глава агентства Филипп Ильенко. Династия Ильенко прочно связана с кино вот уже 60 лет и очевидно, что внутренние механизмы индустрии им близко знакомы. За период управления Госкино Филиппом Ильенко было произведено 173 фильма и начало производство еще 194-х.

Кроме того выросло финансирование кино с 63 млн грн в год до 505 млн, проведение питчингов стало "прозрачным" — все данные находятся в свободном доступе. Был принят закон о поддержке кинематографии, который успел пережить президентское вето, несколько редакций, согласования и игнорирования, создание Совета по кинематографии, 28 украинских фильмов попали на кинофестивали класса "А", где также регулярно появляются украинские стенды и павильоны, подписали двусторонний договор о копродукции с Израилем, Меморандум о сотрудничестве между Бразильским национальным агентством по вопросам кино (ANCINE) и Госкино и соглашение о сотрудничестве в сфере кинематографа между Канадой и Украиной.

Конечно, есть еще много над чем работать, но важно, что фундамент уже заложен. Осталось возвести здание и его строительством не может заниматься водитель троллейбуса или директор школы. Потому тот, кто возглавит Государственное агентство Украины по вопросам кино, должен быть осведомлен о кинематографе не поверхностно с любительской точки зрения. Ему нужно понимать как украинский контекст, так и его вписывание в мировой, знать тренды и уметь просчитывать их будущие изменения, чтобы вовремя направить политику агентства по нужному вектору. Этот человек обязан быть мобильным, ведь киноиндустрия меняется очень быстро.

Читайте также: Госкино осталось без главы — продюсер ОМКФ не прошла последнее собеседование (дополнено)

Глава Госкино не сможет наблюдать за происходящим опосредственно, он обязательно будет напрямую вовлечен во все процессы, которые происходят в отрасли. Поэтому такой человек должен иметь четкое видение ситуации, знать технологию производства и распространения контента изнутри, чтобы руководить системой, независимо от обстоятельств, смены политических сил или идеологий.

Если же у главы Госкино нет нужных компетенций, киноиндустрия рискует остановиться в своем развитии и откатиться на годы назад. Тогда мы снова получим максимум пять релизов в год, а Украина выпадет из мирового контекста. И это только в лучшем случае.

Источник

Читайте также