Меморандум с правительством как очередная попытка сохранить табачную монополию
На встрече 7 ноября 2019 года с представителями табачной отрасли Президент Украины Владимир Зеленский заявил о приоритете "борьбы с монополией для построения конкурентного табачного рынка". free-ipad.ru стали известны подробности Меморандума, который Кабинет министров Украины подписал с представителями табачной промышленности.
Напомним, 11 декабря 2019 года Алексей Гончарук сообщил на брифинге, что правительство согласовало рамочный документ о намерениях с табачными компаниями для "обеспечения честных условий на рынке", потому что к существующей отраслевой модели у новой власти "есть много вопросов". Докладчиком по договоренности с табачными компаниями на заседании правительства был министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тимофей Милованов, который и подписал Меморандум.
Финальная версия меморандума не была представлена широкой публике, однако в распоряжении редакции free-ipad.ru оказалась рабочая версия документа. Забегая вперед, скажем, что приоритеты, озвученные президентом Зеленским на встрече с международными табачными компаниями, в полученном редакцией тексте документа не реализованы. Производители нашли возможность обойти намерения президента бороться с монополией и создать конкурентный табачный рынок, а табачный монополист с сомнительной репутацией будет и в дальнейшем стоять на пути развития отечественного малого и среднего бизнеса.
Кратко и по делу в Telegram
Проект Меморандуму регулювання тютюнової промисловості by free-ipad.ru on Scribd
Меморандум вместо штрафа
В октябре 2019 года Антимонопольный комитет Украины наложил штраф в размере 6,5 млрд грн за анти конкурентные согласованные действия касательно "Филип Моррис Украина", "Джей Ти Интернешнл Украина", "Империал Тобакко Юкрейн", "Бритиш Американ Тобакко" и монополиста оптовика — "Тедис-Украина". Однако, вместо того, чтобы обеспечить выполнение решения АМКУ и пополнить государственный бюджет, Кабинет министров Украины подписал с нарушителями антимонопольного законодательства Меморандум о "взаимопонимании и прозрачном и предсказуемом регулировании для развития табачной промышленности".
Как результат — документ уже в ближайшее время будет использован табачными производителями как в судах для оспаривания Решения АМКУ о картельном сговоре, так и для невыполнения Рекомендаций АМКУ. Де-юре, пункт 3.1, 3.2, 3.3 меморандума в предложенной редакции означает ревизию решений АМКУ, как органа центральной исполнительной власти со специальным статусом — такого в истории АМКУ еще не происходило. Напомним, что решение АМКУ могут отменяться только по решению суда. В частности, на начало января производителями не выполнены пункты №2 и №3 Рекомендаций АМКУ.
Конвенции ВОЗ Украине не указ
Интересно, что со времен принятия Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в мире не известны случаи подписания подобного документа среди стран, ратифицировавших конвенцию. О каком развитии табачной отрасли можно подписывать Меморандум, а также поддерживать такие действия правительством, если в соответствии с Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (которая ратифицирована Украиной) статьи 5 пункт 3 указывается: "...при разработке и осуществлении своей политики общественного здоровья по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством...".
Кабмин не имеет полномочий менять законы
Интересно, что предложения, указанные в 4 пункте Меморандума, вообще относятся к компетенции Верховной Рады Украины. "Разработка предсказуемой, прозрачной и стабильной модели налогообложения в табачной промышленности", "введение реестра акцизных марок", "изменения методологии администрирования 5% налога с розничных продаж табачными изделиями" — все это за пределами полномочий Кабинета министров Украины.
А пункты 5 и 6 Меморандума, где Кабинет министров Украины должен взять на себя обеспечение контроля за соблюдением законов — вообще выглядит как шутка или троллинг. Получается, что только ради табачных компаний КМУ начнет обеспечивать контроль выполнения законов.
Обеспечение функционирования монополии
Интересно, что гарантии от Кабмина об изменении 5% налога с розничных продаж табачными изделиями вынесены в Меморандуме отдельным пунктом. Почему это так важно для табачных производителей — разобраться нетрудно.
27 ноября 2019 народный депутат, председатель подкомитета по вопросам акцизного налога и законодательного регулирования рынка спирта, алкоголя и табака, Ковалев А.И. зарегистрировал в Верховной Раде Украины три законопроекта: № 2501, № 2502, № 2503. Положение проектов полностью перешли в виде поправок ко II чтению законопроектов №1210 и 1209-1, и будут рассматриваться на профильном комитете 13 января 2020 года.
Как стало нам известно, законопроекты были разработаны сначала ЧАО "Делойт энд Туш ЮСК", а затем его правопреемником — ООО "Делойт энд Туш ЮСК". На заседаниях рабочих групп 27 ноября и 16 декабря 2019 года в профильном комитете, которые вел народный депутат Ковалев А.И., именно представитель ООО "Делойт энд Туш ЮСК", Роман Макарчук объяснял собравшимся проекты законов №2501, 2502, 2503, как их непосредственный разработчик. По информации нашей редакции, непосредственным заказчиком разработки законопроектов является именно табачный монополист ООО "Тедис-Украина" (в течение 2018-2019 годов ООО "Делойт энд Туш ЮСК" получили от ООО "Тедис-Украина" денежные средства на общую сумму около 4 млн грн "за разработку законопроекта, обсуждение и внесение изменений в Налоговый кодекс Украины в части реформирования порядка уплаты акцизного налога по операциям по поставке табачных изделий").
Цель этих проектов — обеспечить концентрацию средств 5% акцизного налога (которые в настоящее время выплачиваются розничной торговлей и поступают сразу в местные бюджеты) у табачного оптовика ООО "Тедис-Украина" — который реализует 50% сигарет, полученных от производителей, не как дистрибьютор, а как розничный продавец (исследования Антимонопольного Комитета Украины в Решении от 16 декабря 2016 №551-р).
В 2019 году ООО "Тедис Украина" не уплатило 5% акцизного налога с розничной торговли табачными изделиями на миллионы гривен. В подтверждение данного факта, 16 октября 2019 года в Единый реестр досудебных расследований были внесены сведения по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.212 УК Украины и начато досудебное расследование уголовного производства №32019160000000068. Также, ООО "Тедис Украина" фигурирует в 13 уголовных производствах, начиная с уклонения от уплаты налогов и заканчивая злоупотреблением властью и служебным положением.
У ситуации довольно скверный вид — именно ООО "Тедис-Украина" создавало "схемы" для уклонения от уплаты этого налога, а в проектах нардепа Ковалева предлагают сконцентрировать средства от 5% акцизного налога с розничной торговли табачными изделиями именно на счетах монополиста. И именно изменения методологии администрирования 5% налога с розничных продаж табачными изделиями Кабинет министров Украины "пообещал рассмотреть в пределах компетенции". Не позволит ли значительная концентрация средств на счетах ООО "Тедис-Украина" существенно увеличить возможности незаконного обогащения?
Следует отметить, что распределение средств от оптовых реализаторов в местные бюджеты предлагается в упомянутых законопроектах осуществлять централизованно по данным кассовых аппаратов торговли. Принятие таких норм значительно усложнит администрирование, приведет к негативной реакции органов местного самоуправления, так как средства будут выведены из-под их юрисдикции. Как результат — в результате лоббистских игр, имиджу действующей власти будет нанесен вред, потому что разрушается концепция самоуправления регионов.
Такие изменения выгодны монополисту-дистрибьютору "Тедис-Украина" и четырем крупнейшим производителям сигарет для сохранения монополии на рынке. А это противоречит намерениям президента Владимира Зеленского именно эту монополию разрушить.
Лицензия для сохранения монополии
Также в проекте Ковалева №2501 предлагается увеличить годовую плату за оптовую лицензию на торговлю табаком в 6 раз — до 3 млн гривен! В соответствии с Законом Украины "О защите экономической конкуренции", это означает "устранение с рынка или ограничение доступа на рынок других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов". Стоимость лицензии не может использоваться как фискальный механизм — это украинское ноу-хау. В Австралии, например, цена такой лицензии составляет всего 200 австралийских долларов, в Канаде — 2000 канадских долларов, в трети штатов США стоимость не превышает 100 долларов США, в штате Калифорния — 1200, Чикаго — 330, а в Нью-Йорке — 200 долларов. Во многих странах ЕС подобные лицензии вообще отсутствуют, либо стоят незначительные средства — например, 150 евро в Финляндии. Скачать результаты исследования Еврокомиссии по времени и средствам, которые необходимы для получения лицензий в различных странах мира, можно по ссылке.
Также лоббисты пытаются создать и другие искусственные ограничения для работы мелких субъектов хозяйствования: количество персонала оптовой компании должно быть не более 50 человек. А почему не 51, и не указано количество секретарш? Или количество грузовых машин у субъекта не менее 2? А легковые машины не нужны? И тому подобное.
Герои лоббирования
Потренировавшись на Меморандуме с правительством, табачные компании перешли к откровенному лоббированию налогов на ТВЕН (табак для нагрева). Нардепы Ковалев А.И., Копытин И.В. и Павловский П.И в поправках ко II чтению законопроекта №1210 вместо поддержки повышения налогов на ТВЕН, внесли предложения (№ 1800,1801 и №2031, 2032) уменьшить уровень налогов по сравнению с принятым в 1-м чтении — в 20 раз! Интересно, понимают народные избранники, что именно они внесли? Нам кажется, что нет.
Табачные фабрики уже не закрывают?
В Меморандуме нет ни слова о нахождении компромисса по законопроекту № 1049, который устанавливает торговую наценку для оптовых и розничных торговцев табачными изделиями на уровне 7% и 13% от максимальной розничной цены пачки — а именно это и было причиной многочисленных угроз международных производителей табака сократить производство или вообще закрыть фабрики в Украине. Получается встреча с Президентом была нужна не для нахождения компромисса вокруг законопроекта №1049, а для начала лоббистских действий и для сохранения монополии?
А в январе 2020 года некоторые табачные фабрики таки прекратили работу, но по другой причине — значительные остатки сигарет на складах, которые были реализованы в декабре по старым ставкам акциза (с 1 января акцизы выросли на 20%) позволяют не работать и получать дополнительные доходы от "оптимизации" налогов.