Новые правила парковки: что изменилось
В Украине вновь взялись за правила парковки. Власти законодательно хотят урегулировать отношения в сфере остановки, стоянки и парковки транспортных средств (ТС) в Украине. Еще в марте этого года президент Украины подписал закон № 5364 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств", принятый Верховной Радой Украины еще 21 декабря 2017 года. Документ вступает в силу через 180 дней со дня его опубликования, а именно — 27 сентября.
Уже с сентября украинских водителей, которые будут нарушать правила парковки и стоянки, ждут новые штрафы. Инспектор, если увидит автомобиль, припаркованный не по правилам, сфотографирует его, а после под лобовым стеклом оставит уведомление о штрафе.
Как поменяются правила парковки, при каких условиях ТС можно будет эвакуировать и повторил ли текущий закон ошибки предшественников, разбиралось free-ipad.ru.
Нововведения
Есть несколько видов нарушений: нарушения правил парковки, нарушения правил стоянки, и нарушения правил остановки. С юридической точки зрения, если говорить о парковке, это размещение или остановка автомобиля только на платной или бесплатной парковочной стоянке. Размещение автомобиля на проезжей части улицы в местах, где запрещена остановка или стоянка авто, — это не парковка, а нарушение правил остановки/стоянки.
Нововведение первое. Закон предусматривает создание механизма ответственности за нарушение правил остановки, стоянки и парковки транспортных средств путем введения фото-, видеофиксации правонарушений.
Согласно закону, фиксация в "ручном режиме" нарушения правил остановки, стоянки и парковки в специальной защищенной программе, которая автоматически отображает дату и время нарушения, GPS-координаты, наличие оплаты в системе. Правонарушение вносится в Реестр административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.
"Режим фотосъемки (видеозаписи) предусматривает осуществление уполномоченным должностным лицом фото/видеофиксации обстоятельств нарушения правил остановки, стоянки или парковки ТС, а именно: даты, времени (момента), места расположения ТС по отношению к недвижимым объектам и/или географическим координатам, других признаков наличия состава административного правонарушения… При осуществлении фотосъемки обязательно наличие не менее двух изображений ТС, полученных с различных ракурсов", — сообщается в законопроекте.
Интересно то, что порядок бесплатного предоставления информации об правонарушении устанавливает Кабмин.
Нововведение второе. Предусмотрено привлечение к ответственности физического лица, на которого зарегистрирован автомобиль или руководитель юридического лица, за которым закреплено ТС.
Так, вручать постановления о нарушении, точнее, знакомые уже "письма счастья" будут, исходя из информации в Едином государственном реестре транспортных средств.
Соавторы закона отмечали, что в стране очень много случаев, когда водитель и собственник — это разные люди (продажа авто по гендоверенности, просто передача ключей и техпаспорта авто). Потому предполагается создание в Реестре МВД Украины владельцев ТС отдельного поля — "надлежащий пользователь".
Кроме того, авторы закона "позаботились" и об автомобилях на еврономерах. Если авто зарегистрировано не в Украине и такой регистрации не подлежит (то есть, не растаможено по всем правилам), отвечать за правонарушения будет тот, кто ввез такое ТС на территорию Украины. Если же такое авто нарушило правила, то информация о правонарушении будет передаваться в электронный реестр МВД и Госпогранслужбы. Те, в свою очередь, предоставляют данные лица, которое ввезло ТС, для штрафа. Если это резидент Украины, все как обычно — ему приходят "письма счастья". Если же водитель ТС — иностранец, то Госпогранслужба обязана вручить ему копии постановления о наложении штрафа за нарушения правил парковки.
Но тут есть свои подводные камни. Избежать штрафа возможно, если на протяжение 20 дней человек предоставил документ, что на момент нарушения правил парковки ТС уже выбыло из его владения.
Нововведение третье. Закон устанавливает обязательную копию постановления или сообщение о решении о привлечении к административной ответственности за нарушения, зафиксированные в режиме фото-/видеозаписи, на лобовом стекле авто.
Инспекторам по парковке запрещается принимать денежные средства в наличной форме в счет оплаты стоимости таких услуг и/или в счет оплаты штрафов, наложенных на месте совершения правонарушения.
Нововведение четвертое. Эвакуация ТС. Эвакуация, по данным авторов законопроекта, возможна в 17 определенных случаях. Например, ТС могут эвакуировать, если оно поставлено на проезжей части в два и более рядов, если авто стоит на ж/д переехде, на трамвайных путях, на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, в тоннелях, на выделенной полосе для движения общественного транспорта, если мешает работе снегоуборочного транспорта и т.д.
"После временного задержания ТС предусмотрено информирование соответствующих подразделений Нацполиции о таком задержании с указанием времени задержания и места, куда эвакуированы ТС. Также предусмотрено размещение этой информации на официальном веб-портале исполнительного органа соответствующего местного совета. Также предусмотрено передать сообщение об эвакуации автомобилей на номера мобильных телефонов и электронной почте, которые их владельцы предложили для внесения в соответствующие информационно-коммуникационных систем", — сообщается в документе.
Еще одно интересное нововведение — возвращение задержанного авто будет происходить после уплаты штрафа и стоимости услуги по его транспортировке и хранению. Получается, что водитель должен будет не только уплатить штраф, но и заплатить за эвакуация авто и его "хранение" на штраф-площадке. Тарифы за хранение устанавливают ОГА.
Задержания имеют право проводит соответствующие подразделения Нацполиции и инспекторы с парковки.
Нововведение пятое. Штрафы. В законопроекте предусмотрено, что за неоплату парковки штраф будет привязан к размеру стоимости оплаты часа парковки. По данным соавторов закона, это даст возможность городам устанавливать разную стоимость парковки, что поможет регулировать въезд авто в центр.
Сумма штрафа. В документе указано, что за нарушение правил парковки ТС будет наложен штраф в 20-тикратном размере от стоимости 1 часа услуги по пользованию парковки, на котором находится ТС.
Если ТС запарковалось на месте для инвалидом, при этом водитель не имеет соответствующих льгот, то штраф составит 30-тикратный размер от стоимости 1 часа парковки.
Собственно, штраф могут выносить и без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обратная сторона
На самом деле как заработает закон будет видно только после реализации. Ранее эксперты заявляли, что документ не определяет мест, где будут парковки. Но самую острую критику вызвало два нормы — ответственность владельца ТС и эвакуация.
Если говорить об ответственности, в документе не прописано, что владелец обязан внести в Реестр лицо, которое владеет авто на данный момент. Что касается эвакуации, то в законе эвакуация выписана таким образом, что автомобиль без оплаты штрафа не возвращают. Получается ситуация, что водитель не имеет возможности получить свой автомобиль и оспорить этот штраф, тогда как ситуации бывают разные, например, авто может быть сломано.
Глава общественной организации "Развитие инфраструктуры" Станислав Гвоздиков сообщил, что в документе есть как и "плюсы", так и "минусы". По его словам, уже с 27 сентября в Киеве будут ходить оставшиеся сотрудники Киевтранспарксервиса и выписывать штрафы для автовладельцев или содействовать тем, кто будет эвакуировать неправильно припаркованные автомобили на перекрестках, велодорожках, на местах для людей с инвалидностью, в зонах движения общественного транспорта и пешеходного движения. Сегодня так делают только полиция. В других городах муниципалитет должен создать единого оператора парковочного пространства.
Он отметил, что плюс этого закона в том, что он попытался урегулировать ситуацию с автомобилями на еврономерах.
"Документ призван бороться с "брошенными евробляхами". Если это будет автомобиль на еврономерах, то штраф будет налагаться на лицо, которое пересекало границу в этом ТС. А если пересекал границу иностранец, то информация будет вносится в базу пограничников и в случае пересечения границы он будет оплачивать штраф", — сообщил Гвоздиков.
Кроме того, по словам эксперта, ранее была проблема в том, что полицейские ранее накладывали штраф за нарушения правил парковки на лицо, которое находилось в машине.
"Полицейский подошел, водитель предъявил документы, полицейский составил протокол. Если же подходил парковщик с требованием оплатить паркоместо, водитель мог его просто проигнорировать", — отмечает глава общественной организации "Развитие инфраструктуры".
Ну и еще одно позитивное нововведение — это штрафы за не оплату времени стоянки, которые накладываются на владельцев ТС.
"Ранее водитель мог получить штраф, пойти в суд, нанять адвоката и сообщить, что это не он был в машине" — уточнил эксперт.
Однако есть и минусы, сообщил Гвоздиков. По его словам, первый недочет связан с реализацией закона.
"Не понятно, как в Киевтранспарксервисе теперь будет проходить процесс администрирования проковочного сбора и как увеличится его собираемость. По моей информации, внутренних распоряжений и регламентов нет. Это значит, что сотрудники коммунального предприятия просто не знают, что им нужно делать", — рассказал Гвоздиков, добавив, что не понятно, как будут работать инспектора в других городах, потому как документ не регламентирует их работу полностью.
Еще один момент — в документе не продумана оплата штрафа с помощью безналичного расчета.
Также в Украине огромная проблема с паркоматами. Согласно статистике, в Киеве около 25 тыс. паркомест и всего до 1 тыс. паркоматов.
"По закону, на каждые 10 мест должен быть паркомат. А у нас если тысяча паркоматов есть, это будет хорошо. А как платить тогда штраф", — отметил Гвоздиков.
Он отмечает, что закон до конца года закон будут дописывать.
"Думаю, что закон будут еще "допиливать" после того, как он начнет действовать. Очень много непонятных моментов… Сейчас АМКУ будет разбираться с парковками, будет много исков и тяжб. Думаю, что кроме пиара, на первом этапе ничего не будет", — резюмировал Гвоздиков.
Сложно сказать, как именно заработает новый закон в Украине. Нельзя не согласится и с тем, что упорядочить сферу парковок в Украине необходимо уже давно. Но стоит ли повторять опыт "попередников", вводить эвакуацию и создавать системы или же стоит сначала предоставить парковочные места в соответствии с наличием авто?