"Открытое небо" с ЕС: почему авиабилеты дешевле не станут, а авиакомпании еще и пострадают
Во вторник, 12 октября, в Киеве на 23 Саммите "Украина — ЕС" произошло долгожданное для украинского авиарынка и украинцев событие: премьер-министр Украины Денис Шмыгаль и верховный представитель Европейского Союза по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозеп Боррель подписали соглашение о совместном авиационном пространстве между Украиной и странами Европейского Союза.
Соглашение, которое у нас чаще называют "открытым небом" и "авиационным безвизом", обросло множеством историй о том, каким полезным для Украины оно станет и каким долгожданным оно было.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Во-первых, соглашение снимает ограничения на полеты между Украиной и ЕС, которые до этого были предметом двусторонних соглашений между странами, а разрешения выдавала Госавиаслужба.
Во-вторых, потому, что после этого в Украину, по заверениям украинских властей, должно прийти множество европейских авиакомпаний, в том числе и лоукостеров. Это, в свою очередь, создаст конкурентное поле. Поэтому украинцы смогут покупать дешевые авиабилеты — по европейским ценам.
Читайте также: WizzAir запускает новые маршруты из четырех украинских городов
В третьих, должна существенно расшириться география полетов. И в-четвертых, в рамках "открытого неба" с ЕС пассажиров должны лучше страховать от неприятностей: соглашение предусматривает обязательную имплементацию Украиной директивы ЕС 261/2004 о защите их прав во время задержки и отмены рейсов. Отныне, если такое случится, туристы смогут получить компенсацию в пределах 250-600 евро. Раньше на такие суммы можно было рассчитывать только в том случае, если купить авиабилеты на рейс, который авиакомпания отменяла меньше чем за 14 дней до вылета.
"Через восемь лет, наконец, подписано Соглашение об Общем авиационном пространстве. Я поздравляю Украину, поздравляю президентов и всех членов Европейского Союза. Это высокие стандарты безопасности полетов, новые возможности для граждан и бизнеса, большее количество рейсов и шире география путешествий", — заявил президент Украины Владимир Зеленский.
Однако, как выяснило free-ipad.ru, все далеко не так радужно, как подает это президент Зеленский. Большинство из вышесказанного может остаться лишь мифом, которым окутали "долгожданное соглашение об открытом небе с ЕС". Ниже детально расскажем об этом.
История длиной в восемь лет
Процесс объединения украинского авиационного пространства с ЕС начали еще в 1999 году. Спустя 7 лет — в декабре 2006-го, Совет ЕС даже уполномочил Еврокомиссию начать соответствующие переговоры с Украиной. А в октябре 2013 года стороны уже согласовали текст документа. Но его подписание тогда сорвалось. Как и в 2014 и 2015 годах. А в 2019-м — снова.
Международный аэропорт "Борисполь". За 8 месяцев 2021 года его пассажиропоток составил 5,82 млн человек из 9,77 млн всего по Украине. Фото: Depositephotos.
Официальная причина — 300-летний конфликт Великобритании и Испании из-за статуса Гибралтара, который обе стороны считают своим. А потому не ставят свои подписи на документе, который должен "открыть небо" для еще одной страны. В данном случае речь об Украине, но в такой же ситуации тогда оказались Армения и Тунис.
Читайте также: "Новая почта" запускает собственную авиакомпанию
В 2019 году представитель ЕС в Украине Хюг Мингарелли заявил, что "открытое небо" подпишут после Брекзита — когда Великобритания покинет ЕС и спор о Гибралтаре у двух государств Европейского Союза прекратится. В сентябре 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что "открытое небо" подпишут на Саммите Украина-ЕС в октябре. После этого планировалось 11 февраля 2021 года — на заседании Совета ассоциации Украина-ЕС. Но сорвалось и февральское подписание. Поэтому, когда 9 апреля Еврокомиссия одобрила обновленное решение Совета ЕС по "открытому небу", а в июне его согласовали, этому удивились даже некоторые участники украинского рынка авиаперевозок.
По словам экс-советника министра инфраструктуры и авиаэксперта Кирилла Новикова, если не брать во внимание официальные и неофициальные источники информации, названная причина — статус Гибралтара, не является существенной. Эксперт допускает, что одной из реальных причин могло стать резкое изменение курса Украины в 2013 году, из-за чего вскоре на Востоке Украины началась война.
"Это могло остановить переговоры об открытом небе. И я допускаю что это основная неофициальная причина произошедшего. Теперь, когда сменилась власть и президенты, стало понятно, что Украина развивается в правильном направлении. Поэтому процесс "открытия неба" подходит к своему логическому концу, — полагает Новиков.
С тем, что Гибралтар не причем, соглашается и директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Но по его мнению, виновниками в этом случае могут быть сами европейские перевозчики. Например, KLM и AirFrance.
Читайте также: Bees Airline открывает первый внутренний авиарейс
"Они и некоторые другие крупнейшие европейские авиакомпании неформально выступили против соглашения — его по итогу тогда и не подписали. Дело в том, что французы занимают главенствующие позиции в европейских структурах, отвечающих за авиационный рынок. От них, вероятно, зависит немало", — полагает эксперт.
И добавляет, что несмотря на то, что соглашение об открытом небе Украина с ЕС все-таки подписала, произошло это на 10 лет позже, чем должно было. То есть, мы опоздали.
"Документ подготовили ровно 10 лет назад. И должны были подписать в Вильнюсе в 2013 году. На тот момент соглашение было полностью готово, но ЕС его не подписал, как и соглашение по безвизу", — вспоминает Ланецкий.
Подписать — подписали, но заработает еще не скоро
По словам Кирилла Новикова, прежде, чем соглашение начнет работать, его нужно ратифицировать. И этот процесс долгий и наименее приятный, поскольку подписать односторонний документ должны все страны.
Международный аэропорт "Киев" им. Сикорского. За 8 месяцев 2021 года его пассажиропоток составил 721,8 тысячу человек из 9,77 млн всего по Украине. Фото: Depositephotos
"То есть те, кто вступает в "открытое небо" и те, кто уже есть в соглашении, должны своей подписью дать понять, что они не против, чтобы Украина и другие страны получили доступ. Если подписанты будут согласны, то проблем и бюрократии больше не будет", — поясняет Новиков.
Читайте также: Объем мирового авиарынка за десять лет вырастет до $9 трлн, — эксперты Boeing
Авиационный эксперт и директор Института менеджмента и стратегий Богдан Долинце считает, что полноценно "авиационный безвиз" заработает позже еще по одной причине. Дело в том, что дополнительные переходные положения соглашения подразумевают, что сразу после подписания европейские авиакомпании получили доступ к внутреннему рынку авиаперевозок Украины, а вот украинские к внутреннему рынку ЕС — нет.
Простыми словами, европейская авиакомпания сможет летать и на маршруте "Киев — Париж", и на маршруте "Киев — Львов", а вот украинская только по маршруту, например, "Киев — Париж". Маршруты типа "Брюссель — Париж" ей недоступны.
"Украинские перевозчики получат возможность летать в странах ЕС только после того, как украинская сторона полностью имплементирует требования этого соглашения. За 8 лет часть пунктов фактически выполнили. Но осталась еще примерно половина. И сколько времени это займет, говорить сложно. Может быть, 2 года. А может и 7. Поскольку сейчас это вопрос к регулятору — Госавиаслужбе", — подчеркивает Долинце.
Читайте также: Немецкий лоукостер Eurowings с сентября начинает полеты в Киев
Почему не придут лоукостеры и количество авиаперевозчиков особо не поменяется
По словам Кирилла Новикова, появление в Украине множества лоукостеров сразу после того, как подпишут соглашение об "открытом небе" — скорее один из мифов, которые окутали этот процесс за годы ожидания. Он объясняет — после того, как уровень бюрократии снизится, и авиакомпании сами будут принимать решение, куда и как часто летать, "залететь" к нам могут и лоукостеры, и чартеры, и перевозчики с классической моделью ценообразования.
Международный аэропорт "Львов". За 8 месяцев 2021 года его пассажиропоток составил 1,05 млн человек из 9,77 млн всего по Украине. Фото: Depositephotos
С тем, что не стоит ждать нашествия лоукостеров, соглашаются и другие эксперты. Например, генеральный директор Bees Airline Евгений Хайнацкий объясняет, что большая часть стран ЕС давно открыты для полетов по схеме "оупен скай" согласно 2-х сторонним межправительственным соглашениям. Поэтому ожидания великого бума скорее всего реалиям не соответствуют.
"Те, кто хотят летать, уже и так летают. Да, откроются некоторые страны, по которым еще есть ограничения. Например, Бельгия, Голландия, Франция — вот по ним количество рейсов увеличиваться будет. Но на этом все", — объясняет Хайнацкий.
Читайте также: Boeing прогнозирует, что авиаперевозки будут расти на 4% каждый год
По подсчетам Богдана Долинце, направлений, по которым у нас есть ограничения, немного — не более 15-20%. Раньше на них летали только две авиакомпании — одна от Украины, другая от принимающей страны. Теперь же количество рейсов и перевозчиков на них может увеличиться. Но на остальных, по мнению большинства опрошенных free-ipad.ru экспертов, вообще ничего не поменяется — ни в плане разнообразия маршрутов, ни в плане разнообразия перевозчиков.
Оживится ли рынок внутренних авиаперевозок в Украине
По оценкам экспертов, сегодня на внутренние рейсы в Украине припадает не более 10% пассажиропотока. Поэтому одно из главных ожиданий после подписания "открытого неба" связано с увеличением этого процента — после того, как на внутренний рынок "встанут" зарубежные перевозчики.
Международный аэропорт "Одесса". За 8 месяцев 2021 года его пассажиропоток составил 773,5 тысячи человек из 9,77 млн всего по Украине. Фото: Depositephotos
Одной из первых о такой готовности заявила ирландская Ryanair. В последнем заявлении исполнительного директора Ryanair Майкла О'Лири говорится о том, что компания собирается стать крупнейшим инвестором в Украине, когда страна присоединится к соглашению по открытому небу. И если сейчас перевозчик летает из 5-ти украинских аэропортов, то после подписания соглашения рассчитывает на полеты уже из 12-ти.
Читайте также: Зеленский намерен создать государственную авиакомпанию Украины до конца 2021 года
Впрочем, по словам Богдана Долинце, если 17 сентября, когда было сделано это заявление, Ryanair планировала чуть ли не агрессивную экспансию в Украине, то сегодня о реальном присутствии или базировании самолетов с персоналом, ночевкой и обслуживанием в украинских аэропортах речь уже, скорее всего, не идет.
"Как правило, компания входит в сегмент внутренних рейсов там, где есть деньги. То есть, есть пассажиры, которые готовые платить за два соседних места 10 и 90 евро. Но в Украине много людей, которые готовы платить за билет 10 евро, и мало тех, кто готов платить 90", — поясняет Богдан Долинце.
По его словам, именно так в Европе работает большинство перевозчиков на внутреннем рынке — половина самолета продается по сниженной стоимости, вторая половина — по высокой. Если этого баланса нет, рейс просто закрывается.
Долинце уверен — в Украине после "открытого неба" количество внутренних рейсов если и будет увеличиваться, то только в единичных случаях. И будут это направления, на которых можно хоть что-то заработать. Например, Киев — Одесса, Киев — Львов. Другие — неинтересные.
Читайте также: Евгений Дыхне, президент МАУ: "Уже нет устойчивых понятий: все формируется на ходу"
"Возможен вариант "перегона пустых баков" — если самолет выполняет международный рейс, например, из Брюсселя во Львов. А потом из Киева в Брюссель. Тогда ему возможно есть смысл выполнить и Львов — Киев между ними. Но даже при такой схеме речь может идти о паре — тройке рейсов в неделю", — добавляет Богдан Долинце.
У этого есть объективные причины. Главная в том, что себестоимость перевозки пассажира, к примеру, из Одессы в Киев, составляет 1900-2600 гривен. И если билет стоит дешевле, скорее всего, перевозчик в аэропорту отказывается от всего, чего только можно в плане обслуживания. Либо же он заключил с аэропортом договор на взаимовыгодных условиях.
"Суть в том, что перевозчик может почти не платить за обслуживание, если привозит аэропорту клиентов. К примеру, если обязуется привезти во Львов или Одессу 1 млн пассажиров и аэропорт заработает на дополнительных услугах для этих пассажиров. И такие договора — не редкость", — рассказывает Долинце.
Когда и насколько подешевеют авиабилеты в уже "открытом небе"
В том, что касается ценообразования, участники рынка и авиаэксперты тоже единодушны — покупать дешевые авиабилеты, стоимость которой будет существенно отличаться от нынешней, украинцы вряд ли смогут. Например, Евгений Хайнацкий приводит в качестве аргумента простые законы экономики.
Международный аэропорт "Харьков". За 8 месяцев 2021 года его пассажиропоток составил 710,2 тысячи человек из 9,77 млн всего по Украине. Фото: Depositephotos
"Если когда-то со всех городов Европы к нам начнет летать много перевозчиков и появится много международных рейсов, но спрос на них будет маленький, могут ли все билеты быть всегда по 10 евро? Ни один из перевозчиков не окупит свои затраты при таких стоимостях", — объясняет он.
Читайте также: Кубраков пообещал сеть региональных аэропортов и развитие внутреннего рынка перевозок
С этим согласен и Богдан Долинце. По его словам, на 80-85% маршрутах, которые уже давно летают из Киева в европейские города без ограничений, рассчитывать на снижение стоимости не приходится. Но на тех 15% направлений, где ограничения по количеству перевозчиков были, авиабилеты могут подешеветь.
"Это в первую очередь касается ограничений между украинскими и немецкими городами. Там есть вероятность, что придет третий и четвертый европейский перевозчик, появится конкуренция, из-за которой цена снизится. Но речь все равно не идет о глобальном снижении цен. Только по отдельным направлениям", — поясняет Долинце.
В плане возможного снижения цен на авиабилеты после подписания СоАП (соглашения об общем авиационном пространстве с ЕС — free-ipad.ru) эксперт приводит в пример опыт Беларуси, Грузии и Молдовы. Существенного изменения количества рейсов, пассажиропотока и стоимости авиабилетов после "открытого неба" в этих странах не произошло. Намного больше в этом отношении случилось после введения безвизового режима. Кстати, в Украине тоже. Поэтому на то, что купить авиабилеты по цене, которая в разы отличается от нынешней, эксперт не рассчитывает.
Читайте также: В Украине хотят создать центр по модернизации пассажирских самолетов в грузовые
Такого же мнения придерживается и Александр Ланецкий. По его словам, уже сейчас по разным акциям можно найти дешевые авиабилеты и на них путешествовать. Поэтому в плане "открытого неба" изменится мало, ведь большинство лоукостеров у нас уже летает.
Почему украинские авиакомпании не в восторге от "авиационного безвиза"
По мнению Александра Ланецкого и других опрошенных free-ipad.ru экспертов, по отношению к отечественным авиакомпаниям соглашение немного недоработано, ведь в первую очередь оно защищает европейских перевозчиков. И защищает именно от украинских.
Международный аэропорт "Днепр". За 8 месяцев 2021 года его пассажиропоток составил 177,3 тысячи человек из 9,77 млн всего по Украине. Фото: Depositephotos
"То есть, европейские компании теперь могут выполнять коммерческие полеты между любыми парами городов в европейских странах и плюс между любыми парами внутри Украины. А украинские компании могут выполнять полеты только между Европой и Украиной, но не внутри Европы", — объясняет Ланецкий.
По его словам, украинских авиаперевозчиков попросту не пустят на европейский рынок, чтобы не делиться его долей. И больше всего от недопуска пострадают отечественные грузовые авиакомпании. В свою очередь европейским авиакомпаниям, по мнению эксперта, вряд ли будет интересен украинский рынок внутренних рейсов, ведь особого пассажиропотока на нем нет.
Читайте также: DHL Express планирует запустить в ЕС новую авиакомпанию
С этим отчасти соглашается и Евгений Хайнацкий. По его словам, частоту полетов и количество направлений на внутренних рейсах и вообще, диктует, конечно же, спрос на рынке. Поэтому, если между парой городов нет трафика, не будет и рейсов.
В том, что касается судьбы украинских авиаперевозчиков в Европе, Хайнацкий настроен тоже не особо оптимистично. По его словам, рассчитывать на то, что иностранные пассажиры будут вкладываться в украинскую экономику, летая на украинских авиалиниях, не стоит. Ведь для них важен бренд компании и ее узнаваемость на рынке.
"Таким образом, от них при массовости рейсов мы получим основной удар по нашим перевозчикам, которым будет тяжело бороться с сетевыми гигантами на их территориях. Да, нам важно для экономики страны возить иностранцев в Украину, но кого они выберут — малоизвестную или вообще не известную авиакомпанию Украины или легендарного перевозчика с брэндом и именем?", — подчеркивает Евгений Хайнацкий.
Генеральный директор авиакомпании, которая запустилась в Украине перед Bees Airline — Дмитрий Сероухов из SkyUp, отмечает, что часть соглашения, которая касается вопросов безопасности и упорядочивания стандартов с Европейским Союзом, авиакомпания поддерживает, ведь это принципиальный момент для развития авиаперевозок в Украине.
Читайте также: Зеленский утвердил продление льгот для украинских авиакомпаний
"Но в том, что касается экономической составляющей, мы очень рассчитываем, что на момент открытия внутренних украинских направлений для авиакомпаний из ЕС рынок внутренних европейских перевозок станет доступным для отечественных", — объясняет Сероухов.
При этом, он надеется на создание равных условий работы для обеих сторон соглашения в том, что касается законодательных инициатив и, конечно же, равных механизмов финансовой поддержки отрасли.
"Развитые механизмы поддержки, которые действуют в ЕС, направлены на усиление европейских предприятий. И мы надеемся, что подписанты соглашения рассматривают национальный рынок не только как потенциальный источник 40-миллионного пассажиропотока", — добавил Сероухов.
Каковы реальные плюсы "открытого неба"
Какой же профит тогда Украине от подписанного соглашения? По мнению Богдана Долинце, для украинских перевозчиков после подписания "открытого неба" с позитивной точки зрения ничего не поменяется — воспользоваться его преимуществами быстро они все равно не смогут. Поэтому, если говорить об эффекте, этот шаг важен скорее в политическом смысле — с точки зрения продолжения интеграции Украины в ЕС.
Международный аэропорт "Запорожье". За 6 месяцев 2021 года его пассажиропоток составил 224,8 тысячи человек — больше, чем у Днепра. Фото: Depositephotos
"Но вторая составляющая — вопросы защиты прав пассажиров, безопасности полетов, сертификации наших правил к европейским. Вот тут будет ключевой эффект", — полагает Долинце.
Читайте также: "Украинцы хотят отдых без россиян и не спрашивают про меры от ковида" — Tez Tour
В свою очередь Кирилл Новиков — один из немногих опрошенных free-ipad.ru экспертов, настроенных более оптимистично, считает, что Украина может быть интересна европейским перевозчикам потому, что наш рынок показал высокий темп восстановления в пандемию. И для страны большой плюс, если игроков будет становиться больше.
"Я думаю, что сейчас наступает золотое время для существующих и новых украинских компаний, так как "открытое небо" будет способствовать увеличению количества рейсов. А чем больше в Украину будет прилетать иностранных туристов, которых потом необходимо будет везти обратно, тем больше будет перевозчиков", — полагает Новиков.
И добавляет, что в этом году Украину посетило очень много туристов из Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Катара. Эти страны открыли для себя Украину, а мы для себя — прямые рейсы в эти страны. Для украинцев они не дешевые, но для этих туристов путешествие в Украину относительно недорогое.
Читайте также: Украина планирует построить на Донбассе два новых аэропорта
"Благодаря грамотной промоутерской компании и сарафанного радио туристы из этих стран активно начали посещать нашу страну. Я думаю, что в следующем году их будет еще больше. И нам нужно поддерживать данную тенденцию, так как благодаря этим туристам в нашем государстве происходит несколько процессов. Например, развивается инфраструктура и открываются новые аэропорты, а это важно, ведь авиакомпании должны иметь выбор, куда им летать", — рассуждает Новиков.
По его словам, существует множество национальных парков и региональных аэропортов, обновлением и модернизацией которых государство занялось в последние два года. И они открывают доступ к путешествиям в любую точку страны. Соответственно, это будет способствовать развитию внутреннего туризма.
"Конечно же, эффект от всего этого мы увидим не сразу, но уже в следующем году сможем посчитать, сколько людей прилетело в региональные аэропорты и вылетали из них", — подытожил эксперт.
Наталья Лошакова, Надия Михальчук, Елена Ковтун специально для free-ipad.ru
Источник фото: Depositphotos