Прорыв на рынках и рост неравенства: как роботизация меняет мировую экономику
Тема роботизации, а также искусственного интеллекта (ИИ) в последние годы напоминает о себе чуть ли не каждый месяц. Причем обсуждение этой темы все чаще сводится к борьбе двух лагерей — отчаянных оптимистов, считающих ИИ ступенью к трансформации всего общественного строя, и предвестников апокалипсиса, спасающихся от пагубного влияния технологий на экономику и общество в целом. Основатель "Space X" и "Tesla" Илон Маск вкладывает деньги в исследования по контролю над ИИ, предупреждая о возможных негативных последствиях стремительного развития способностей роботов. В то же время китайский предприниматель и создатель онлайн-гиганта "Alibaba" Джек Ма во время Всемирного экономического форума в Давосе говорит о том что развития ИИ не нужно бояться, ведь оно лишь улучшит жизнь людей по всей планете.
Экономисты и политики же спорят о социальных эффектах массовой роботизации. Поможет ли роботизация увеличить эффективность труда с позитивным эффектом для всех игроков рынка, а если нет, то кто будет среди победителей, а кто — среди проигравших? free-ipad.ru разбиралось в этих вопросах, отталкиваясь от последних аналитических отчетов PricewaterhouseCoopers (PwC), ОЭСР и Всемирного экономического форума.
Огромный потенциал
История с автоматизацией и роботизацией не нова, ведь фактически именно эти принципы заложены в основе модернизации на протяжении последнего столетия. Отличие новой волны роботизации, связанной с расцветом ИИ, заключается в массовом создании новых товаров, услуг и даже бизнес моделей. Другие же бизнес модели могут находиться под угрозой, что означает постоянное изменение ландшафтов рынка. Причем эти изменения могут происходить из совсем других сфер. Как это случилось с развитием телекоммуникационных технологий, повлиявшем на все — от ритейла до гостиничного бизнеса и такси.
Согласно отчету PwC, искусственный интеллект до 2030 года имеет все шансы поменять не только продуктивность труда и потенциал роста экономик, но и саму структуру этого роста. Если сейчас (и в ближайшие 5 лет) ИИ обеспечивает лишь лучшую продуктивность труда, то дальше будут возникать и другие позитивные эффекты. Составители отчета уверяют, что дальше ИИ будет давать возможность не только производить продукты и услуги быстрее, но также качественнее и более адаптировано к потребностям того или иного человека. При этом к 2030-му году рост мировой экономики от роботизации и ИИ оценивают в $16 трлн, что сопоставимо с ВВП США за 2013 год.
Однако эффекты столь удачного применения ИИ будут распределены далеко не равномерно — больше половины всего роста придется на Северную Америку, Китай и развитые страны Азии.
Потенциальные победители
Неравномерно распределятся эффекты и по сферам. Хотя прогноз предполагает значительные выгоды для практически всех сфер, главные бонусы сосредоточатся в руках узкого круга индустрий. В своем отчете PwC используют "индекс влияния ИИ", который рассчитывается с учетом влияния искусственного интеллекта и роботизации на разные сферы в краткосрочной (0-3 года), среднесрочной (3-7 лет) и долгосрочной (более 7 лет) перспективе.
Авторы исследования считают, что самые большие изменения ожидают сферу здравоохранения и автомобилестроения.
До 2030-го года они ощутят на себе не просто дополнительные эффекты от использования ИИ, но и существенную трансформацию рынков вообще. В здравоохранении речь идет скорее о долгосрочной перспективе и затрагивает все секторы от фармацевтики до способов предоставления медицинских услуг и медицинской инфраструктуры. Тут персонализация услуг с помощью ИИ будет иметь ключевое значение, а рост эффективности и мобильности значительно сократит издержки тем, кто вложится в новые технологии.
В автомобилестроении же основные эффекты можно будет наблюдать уже в среднесрочной перспективе, а касаться они будут как технических инноваций, так и создания гораздо более гибких условий рынка и его ключевой инфраструктуры. Например, роль каршейринга (совместного использования автомобиля разными клиентами) будет только расти, деформируя старые модели (машина для каждого потребителя, машина для семьи). Серьезным изменением для рынка станет и рост автономизации управления автомобилей. И речь идет не столько о полностью беспилотных технологиях, сколько о комбинированных подходах, позволяющим водителям меньше обращать внимание на управление и больше — заниматься своими делами.
Среди других бенефициаров ИИ будут банковская сфера, логистика, коммуникации и развлечения, а также ритейл. В этих сферах главная ставка будет сделана на персонализацию и более гибкий подход в обслуживании с помощью ИИ. Причем, в отличие от предыдущих двух сфер, тут изменения будут ощутимы уже до 2020 года. До этого момента часть игроков возьмет на вооружение новые технологии, а часть потерпит трудности в связи с переформатированием рынков.
Читайте также: Илон Маск "случайно" признался в разработке киборг-дракона
Роботы и рабочие места
Два года назад в Adidas заявили о возврате производства на территории Германии, после чего СМИ даже успели порадоваться о создании новых рабочих мест в стране. Однако оказалось, что менеджмент компании отказался от растущей стоимости рабочей силы в восточной Азии не ради своих сотрудников, а ради роботов. Стоимость немецкого рабочего оказалась дороже полной автоматизации большинства процессов на производстве. После этого снова актуализировалась тема рынка рабочей силы и роботизации экономики.
Прогнозы PwC и Всемирного экономического форума отмечают, что переживания о "новых луддитах" сильно преувеличены. Согласно исследованию PwC по экономике Британии, до 2037 года в этой стране роботизация действительно заберет целых 7 млн рабочих мест. И хотя это звучит действительно серьезной цифрой даже для британского рынка труда, авторы исследования сразу же отмечают, что в то же время роботизация подарит 7,2 млн новых рабочих места. Похожие результаты отмечаются и на глобальном уровне, где подтверждается тенденция — ИИ создает больше рабочих мест, чем забирает.
Также авторы исследования подчеркивают, что речь идет именно об общей статистике. В детальной разбивке изменений по сферам видно, что пусть роботизация и не сокращает суммарное количество рабочих мест, но рынок труда переживает серьезные изменения. Например, согласно прогнозам по той же Британии, число рабочих мест в производстве до 2037 года упадет на четверть. Сократятся также банковская сфера, логистика и госуслуги с обороной. В то же время рост будет ощущаться в сферах здравоохранения, разработок и коммуникаций. Такие изменения вряд ли порадуют рабочих, ведь для них это означает необходимость переквалификации внутри своей сферы, а возможно и вовсе изменение сферы деятельности.
Читайте также: Как искусственный интеллект изменил бизнес за последние 10 лет
В выигрыше не все
И речь не только в структурном дисбалансе. Изменение одной пятой всех рабочих мест в Британии из-за роботизации означает серьезное давление на трудовые ресурсы уже сейчас. Новые рабочие места не всегда предполагают возможность быстрой переквалификации (которая во многих европейских странах предоставляется за счет государства), а требуют фактически нового образования с нуля. Это создает огромные риски пополнит лавку проигравших от глобализации еще и проигравшими от роботизации, а значит — усилить и без того растущее социальное напряжение.
Согласно отчету ОЭСР, роботизация увеличивает неравенство доходов.
Расслоение между технократической элитой и другими работниками существовала и раньше, но кризисы 2008-го и 2012-го лишь усилили этот тренд. Пока зарплата большинства европейцев остается на одном уровне, профессии связанные с роботизацией и ИИ ощущают значительный рост реальных доходов.
Это должно стимулировать повышение квалифицированных кадров в сфере роботизации, однако составители отчета отмечают, что тут не все так просто. Разрыв в знаниях растет с каждым днем, а образование в этих сферах становится затратным как по финансам, так и по времени.
Кроме того, существует проблема разрыва технологий между компаниями. Новации остаются дорогими, но дают впечатляющие эффекты, что выталкивает с рынка множество компаний. Потеря работы в таких компаниях не дарит перспективы в "лидерах", более того — такая ситуация создает все более ограниченный круг людей со знанием технологий и опытом их использования. Остается и риск существенных открытий, которые единоразово могут нарушить достаточно крупный рынок труда, когда переквалификация физически не сможет справится с потоком людей. Одним из таких направлений прогнозировано могут стать грузовые перевозки. В США дальнобойщики — третья по численности профессия, тогда как беспилотные перевозки грузов могут за несколько лет полностью поменять принцип работы сферы.
Тем не менее, составители отчета считают, что у государств есть время на реакцию, а для большинства вопросов уже есть готовые решения. Часть из них лежит в компетенции социальных программ государства, часть — на корпоративном управлении. И первые, и вторые могут получить огромную выгоду от роботизации и использования ИИ. Однако для этого придется постараться уменьшить количество проигравших и удержаться на плаву во время трансформаций рынков.