Во имя "айкоса". Кто и как снижает акцизы на ТИЭНы
Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной Рады во главе с Даниилом Гетманцевым, фракция "Слуга народа" во главе с Давидом Арахамией и Министерство финансов разыгрывают сценарий снижения на 30% акцизов на табачные изделия для электронного нагревания (ТИЭН), а именно iQOS, GLO и их аналоги.
Таким образом, все многочисленные разговоры о том, что поднятие акцизов на рекордные 320% с 1 января этого года было средством пополнения бюджета, устранением неравных условий на табачном рынке и заботой о здоровье нации, оказались, мягко говоря, неправдой. Чтобы протащить снижение акциза, поправку об этом включили в проект закона, не имеющий никакого отношения к налогам. И если она будет принята, бюджет не досчитается миллиардов гривен.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Поправка на 320%
25 февраля Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики большинством голосов поддержал поправку №55, согласно которой акцизы на ТИЭНы вслед за 320-процентрым повышением (до 1456,33 грн. за 1000 стиков) могут быть снижены на 30% (до 1025,78 грн.) с 1 апреля этого года, то есть в итоге повышение составит 200%. Но чтобы по-настоящему понять и оценить, что именно произошло в тот день, как и почему, важно вспомнить, что этому предшествовало.
В конце прошлого года парламент принял закон №1210 (после принятия получил номер 466), которым ставка акциза на ТИЭНы повышалась на 320% с 1 января 2021 года. Сделано это было по той причине, что стики для устройств для нагревания — это те же самые сигареты, так что нет причин сохранять для них преференцию в виде низких акцизов. Поскольку акцизы на ТИЭНы были низкими и гораздо ниже, чем для традиционных сигарет, отсюда и получилось такое стремительное повышение акцизов — на 320%.
Кроме того, когда такое резкое повышение налога еще только обсуждалось, в ход шли и аргументы в пользу защиты здоровья нации, ведь стики экспертами ЕС и ВОЗ считаются такими же вредными, как и традиционные сигареты.
Таким образом, убивались сразу два зайца, а если быть точным, то четыре: сравнивались акцизы, ТИЭНы автоматически дорожают и на них падает спрос из-за цены, что хорошо для здоровья, растут доходы бюджета (от повышения акцизов рост сборов в бюджет в 2021 году должен был составить до 9 миллиардов гривен) и на табачном рынке устанавливаются равные конкурентные условия.
Что до конкуренции, следует отметить, что по итогам 2020 года эксперты табачного рынка оценивали долю iQOS компании Philip Morris в 11% рынка всех табачных изделий. Агрессивный маркетинг и успехи, которые он принес, вдохновляли компанию идти дальше даже в ущерб своим собственным традиционным сигаретам. Это, собственно, и есть стратегия Philip Morris — в конце концов отказаться от обычных сигарет и производить только "бездымные сигареты". Одномоментный 320-процентный рост акциза в Украине ставил на этих планах если не крест, то существенно их портил. И, разумеется, компания вступила в борьбу за выживание своего флагманского продукта, на который она сделала все свои ставки, пойдя ва-банк.
Когда принимался закон №466, никакие уговоры и аргументы Philip Morris не помогли. Компания взывала к здравому смыслу, мол, рост налогов не ведет к росту доходов бюджета, наоборот — к падению спроса, поскольку цена увеличивается, а затем растет контрабанда и так далее. И когда этот закон был принят, казалось, что все — это конец. Но лоббисты не сдались и продолжили вести переговоры с депутатами и Минфином. Правда, для того, чтобы отыграть все назад или максимально отсрочить введение высоких ставок, нужно было придумать, как это сделать и как при этом не нарваться на общественное осуждение. И они нашли способ — не новый, но уже проверенный.
Даниил Гетманцев
Гетманцев — одно из главных действующих лиц процесса пересмотра ставок налогов. Судя по его многочисленным интервью, он был ярым сторонником резкого повышения акцизов на 320%. Настолько ярым, что вообще не считал это повышением. "Нет никакого резкого роста. Мы лишь уравняли ставки на жидкий табак, сигариллы, ТИЭНы со ставками на сигареты с фильтром. Считаю это абсолютно обоснованной мерой", — говорил он в интервью, которое было опубликовано на следующий день после того, как поправка №55 уже была поддержана Комитетом и Гетманцевым лично. Видимо, между днем дачи этого интервью и моментом его публикации что-то изменилось.
Поправка №8
Еще один из участников трюка со снижением акциза — автор скандально известной "маржи Холодова", то есть депутат и "слуга" Андрей Холодов. Он известен тем, что, по данным журналистских расследований, имеет отношение к сети табачных киосков. И хотя он по сей день это отрицает, именно он, а также депутат Александр Дубинский, в конце 2019 года с успехом протолкнули поправку №8 к проекту закона №1049. Тогда она и получила свое неофициальное название — "маржа Холодова".
Андрей Холодов
Напомним, что в октябре 2019 года на заседании комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики во главе с Гетманцевым к законопроекту №1049 была принята эта поправка, которая установила фиксированную маржу наценки для оптовых и розничных табачных торговцев.
Поправка №8 вызвала грандиозный скандал. И впервые за много лет руководители всех четырех международных табачных компаний провели совместную пресс-конференцию, на которой заявили, что "маржа Холодова-Дубинского" наносит прямой ущерб их бизнесу. И потому, сказали они, им придется пересмотреть свои инвестиционные планы, не выкупить ранее заказанные акцизные марки (это сделала, в частности табачная компания JTI) и даже свернуть производство (на несколько дней была остановлена фабрика "Бритиш Американ Тобакко Украина").
Позже был обнародован официальный отчет, согласно которому общие потери госбюджета от "маржи Холодова" в ноябре-декабре 2019 года были оценены в 2,5 млрд грн. И Национальное антикоррупционное бюро Украины открыло производство в отношении Холодова по подозрению в превышении властных полномочий. А 19 февраля 2020 года президент Украины Владимир Зеленский ветировал эту поправку. После этого Холодов стал еще более активным критиком международных табачных компаний, обвиняя их в уклонении от уплаты налогов.
Но 25 февраля этого года стало очевидно, что все действующие лица этой эпопеи вдруг резко сменили не только тон, а и свою точку зрения — теперь Гетманцев и Холодов стали на сторону производителей ТИЭНов, а Дубинский пошел против этих двоих.
Поправка №55
Видимо, Гетманцев и Холодов, а также другие члены Комитета по вопросам финансов, не нашли более эффективного способа снизить акцизы, как внести соответствующую поправку в проект закона о чем-то другом. Ведь именно этот трюк и был успешно проделан с поправкой №8 о "марже Холодова", которая была внесена в проект закона №1049 с названием "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внедрения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование". Как видно из названия документа и как подсказывает здравый смысл, этот проект закона ну никак не может быть об установлении размера маржи.
Для того, чтобы по-тихому и без особых скандалов протащить поправку №55 о снижении акциза на ТИЭНы, комитет Гетманцева решил внести ее в проект закона № 4278, который называется "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения товаров, которые перемещаются (пересылаются) в международных почтовых и экспресс-отправлениях)". Разумеется, между посылками и "айкосами" никакой связи тоже нет. Но почему они выбрали именно этот проект закона?
Дело в том, что, как известно, ранее Верховная Рада установила, что если стоимость посылки из-за границы в Украину превышает 100 евро, то получатель и отправитель обязаны уплатить таможенную пошлину на сумму, исчисляемую из разницы между превышенной стоимостью и 100 евро. Вся Украина стояла от этого на ушах, скандал был огромным, все усмотрели в этом попытку залезть в карманы простым украинцам и обобрать их до нитки даже на такой мелочи, как посылки.
Проект №4278 предполагает, что необлагаемая стоимость посылки теперь составит 150 евро. То есть теперь — сплошной позитив. Принятие этого проекта закона с таким подарком населению практически гарантирован. И куда, как ни в этот документ, можно вставить поправку, которая никакого отношения к посылкам не имеет — о снижении акцизов на ТИЭНы?
Давид Арахамия
На самом деле поправок было две — еще одна под №54. Они имеют некоторые отличия в ставках акцизов, до которых кто-то хотел бы опуститься, но обе они практически об одном и том же. Автор поправки №54 — Давид Арахамия. Из нее следует, что рост ставки акциза с 1 апреля должен составить не 320%, а 165%, то есть Арахамия предложил замедлить повышение налога почти в два раза, чем установлено уже действующим законом №466.
А поправка №55 вообще не имеет авторства — ее внес не отдельный депутат с именем и фамилией, а Комитет как субъект. И в этой поправке указано, что с 1 апреля ставка акциза должна вырасти не на 320%, но и не на 165%, а на 200%. То есть Гетманцев и Арахамия сыграли в злого и доброго полицейского: ну, конечно же, поднять акциз на 200% лучше для Родины, чем на какие-то 165! А то, что это всяко меньше 320, вдруг никто не заметит.
Арахамия заскочил на заседание финансового комитета в ZOOMе всего на несколько минут — буквально чтобы представить свою поправку. На видео-записи заседания отчетливо слышно, что именно он сказал. Так, аргументируя снижение акцизов на ТИЭНы, он заявил, что существуют риски роста контрабанды табачных изделий из-за разницы акцизов и цен с соседними странами, где они выше.
Арахамия также заявил, что компания Philip Morris предоставила Минфину гарантийное письмо о том, что если рост акцизов составит в среднем 200%, она обещает купить акцизных марок на сумму 4,8 млрд грн в текущем году и на 7,5 млрд грн. — в следующем.
"И это убережет бюджет от провалов в акцизных сборах, который мы имеем в первом квартале", — сказал Арахамия.
Но снова отметим, что с ростом на 320% все ожидали поступлений акцизов на сумму 9 млрд гривен, и не в 2022 году, а в 2021. То есть Арахамия предложил комитету удовлетвориться суммой в два раза меньшей, так и не объяснив, как же это "убережет бюджет от провалов в акцизных сборах".
Затем слово взял Холодов. Забыв все свои прошлые обвинениям в адрес табачных компаний, он отметил, что, по данным "Кантар", объем контрабанды и контрафакта достиг 7% всего украинского табачного рынка, и что таможня и правоохранители уже не справляются с этим. И он имел в виду, что нелегальный рынок растет именно вследствие резкого роста налогов. Теперь Холодов полностью сменил свою риторику: "Когда какая-то компания гарантирует оплату акциза, то нам остается или руководствоваться эмоциями, или финансами".
Для еще большей убедительности Холодов, назвав себя бывшим бизнесменом, добавил: "Представьте, что вы бизнесмен, вы инвестировали в SPA-салон, а потом вам говорят, что налоги для вас выросли в 4 раза. Так что доводы Арахамии имеют право на жизнь. Поставьте себя на место инвестора!". И этот инвестор, разумеется, — Philip Morris.
А ведь еще недавно Холодов писал совсем другое: "Почему никто не говорит о том, что против курения нужно бороться? Почему украинцы так много курят? Потому что в Украине самые дешевые сигареты в Европе. Причина — у нас самые низкие налоги! Я считаю, что сигареты в Украине должны стоить дорого. Налоги нужно повышать. С 1 января акцизы на стики для iQOS, GLO и аналоги увеличатся в 4 раза — они подорожают. Если сигареты дорогие и налоги на курение высокие, то курильщиков становится меньше. А поступлений в бюджет — больше. Так и должно быть. Это правильная политика. Проигрывают только табачные компании. Но интересы табачных компаний нужно ставить на последнее место в списке приоритетов." И аргумент о росте контрабанды Холодов называл бредом. Теперь, по его мнению, это уже не бред почему-то.
Но тут слово взял Дубинский — находящийся под персональными санкциями США и изгнанный из фракции "Слуга народа". Он назвал поправку №55 манипуляцией и заявил, что после ее принятия поступления в бюджет снизятся на 2,3 млрд.
Александр Дубинский
"По этой правке можно произвести больше ТИЭНов, положить их на склады и продавать в следующем акцизном периоде, потому все акцизные марки они уже купили по меньшим ставкам. Это цинизм сделать такой подарок табачным монополистам. То упорство, с которым комитет и его глава бежали с фискализацией ФОПов с одной стороны, а с другой снижают налог для одного конкретного производителя — это цинизм и лицемерие. Это бордель!", — сказал Дубинский.
Он также сообщил, что Гетманцев, как глава комитета, хотел скрыть поправку №55 от общественности, поэтому просил членов комитета проголосовать за таблицу со всеми поправками скопом, чтобы не обсуждать ее отдельно и публично. И если бы не позиция Дубинского, то о том, что кто-то пытается подарить компаниям Philip Morris и Бритиш Американ Тобакко снижение налогов, мы узнали бы об этом тогда, когда был бы принят закон о почтовых посылках.
На обвинения Дубинского Гетманцев ответил так:
— Я против того, чтобы называть комитет борделем! И я лично проводил повышение акцизов на 320% в законе №1210 и получил много негатива!
— А что же поменялось в вашем мнении?, — спросил Дубинский
— Ничего не поменялось! — сказал Гетманцев.
Затем слово взял депутат Алексей Ковалев. Он спросил, есть ли выводы Минфина о поправке №55.
Замминистра финансов по вопросам европейский интеграции Юрий Драганчук только и сказал: "мы поддерживаем правку 55. Есть документ от Philip Morris, подтверждающий, что мы получим в бюджет ту же сумму за счет объемов.
То есть Драганчук официально заявил то, чего быть не может: табачная компания гарантировала при росте акцизов на 200% заплатить акцизов столько же, сколько и при росте на 320%.
Но Ковалев решил уточнить: действительно ли есть такое письмо? На что Драганчук сказал:
— Мы будем поддерживать поправку, когда получим (письмо — Ред.). Пока у нас вывода по ней нет.
Дубинский резонно заметил:
— Так что же вы тогда поддерживаете?! И мы — это кто? Министр? Вы лично? Или уборщица?
— Я от имени Минфина, — сказал Драганчук.
— Но письменной позиции нет? — не унимался Дубинский:
— Мы все записываем, — Гетманцев помог выкрутиться замминистра финансов.
Представительница Ассоциации городов также поддержала поправку №55, так как, по ее мнению, "при резком росте акцизов местные бюджеты теряют деньги, ведь розничный акциз на табачные изделия уходит в тень".
"От количественного увеличения продаж мы ожидаем увеличения сборов", — сказала она. И эти слова фактически означают, что комитет Гетманцева и Минфин готовы к дальнейшей экспансии ТИЭНов и расширению их распространения вопреки всем усилиям, направленным против табака и за улучшение здоровья нации. А ведь эксперты рынка предполагают, что после снижения акцизов доля iQOS вырастет с нынешних 11% до 20% уже к концу этого года.
Примечательно, что депутат Андрей Мотовиловец на протяжении всего обсуждения табачной поправки курил iQOS. И проголосовал за поправку №55. А депутат Андрей Иванчук вообще не слушал обсуждение и не принимал в нем участие, он просто сидел за столом, глядя куда-то в сторону.
И когда Гетманцев позвал Иванчука, чтобы тот сказал, он за или против этой поправки, Иванчук вдруг очнулся и наивно спросил главу комитета в прямом эфире ZOOMa:
— А вы, господин председатель, как проголосовали?
— Я в конце проголосую, — недобро ответил Гетманцев под хихиканье коллег.
— Тогда я "за", — быстро сообразил Иванчук.
Так поправка №55 была утверждена комитетом, и вместе с ней проект закона отправится на второе и, возможно, сразу третье и окончательное чтение.
К чему это приведет
Пока поправка о снижении акциза не принята, компании Philip Morris рано праздновать победу, хотя следует признать, что ее лоббисты проделали громадную работу и сделали практически невозможное — каким-то образом (и мы можем догадаться, каким) уговорили Минфин и отдельных депутатов отказаться от миллиардов гривен для бюджета страны.
Правда, в том, как это было сделано, очевидны грубые нарушения части 1 статьи 116 регламента ВР, согласно которой запрещено ко второму чтению проекта закона вносить правки, не касающиеся предмета и текста законопроекта. Проект, напомним, о почтовых посылках, а не о сигаретах. Но есть исключение: такие правки можно вносить, если есть вывод комитета об их необходимости и если о них во время первого чтения на пленарном заседании объявил спикер парламента. Спикер такого объявления не делал.
Согласно пункту 4.1.9 Налогового кодекса, устанавливается принцип стабильности налогового законодательства, поэтому "изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки". До апреля остался один месяц.
"Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года", — говорится в Кодексе. В данном случае принцип стабильности нарушен полностью.
Также нарушен принцип нейтральности налогообложения — "установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика". ТИЭНы и их производители из-за снижения акцизов получают огромное конкурентное преимуществе перед производителями традиционных сигарет, для которых акцизы снова могут стать выше.
Также стоит отметить непоследовательность налоговой политики, которая зафиксирована в Налоговом кодексе и которую на своем личном примере продемонстрировал Гетманцев: сначала он был за рост акцизов, теперь вдруг делает все для того, чтобы их снизить. И ведь дело не только в том, что и как он говорит (сегодня одно, завтра — прямо противоположное), а в том, как он голосует.
Ущерб, который причинит бюджету поправка №55, будет ощутимым. По предварительным данным, в этом году в бюджет не поступит около 2,8 млрд грн. Дополнительные потери последуют от того, что за счет роста доли iQOS будет сокращаться доля традиционных сигарет, производители которых будут меньше продавать своей продукции и, как следствие, меньше платить налогов. Этого не произошло бы, если депутаты и Минфин оставили рост акцизов на ТИЭНы на 320%, чтобы уравнять их с акцизами на обычные сигареты. Этот перекос изменит рынок не на пользу бюджету.
"Знаете, как "Слуги" решили одним предложением в законе развести всю страну на 3 млрд грн.? Все банально просто — втихаря уменьшаем акцизы на "айкосы". Одна маленькая правочка от Арахамии, которую переписывают под правку комитета, чтобы спасти репутацию Давида, и вуаля. Государство теряет 3 млрд уже в этом году, а две табачные компании, которые производят "айкосы" и другие электронные сигареты — получают сверхприбыли. Филипп Моррис и Бритиш Американ Тобакко радостно потирают руки, дети и дальше курят айкосы, которые доступны на каждом шагу, государство теряет деньги, а слуги... можно только догадываться, что получат взамен", — написала в своем Facebook депутат из фракции "Голос" Александра Устинова.
Для сравнения она назвала размеры нескольких городских бюджетов: Чернигова -2,6 млрд., Полтавы -3,2, Кропивницкого — 2,1.
"Вся программа вакцинации от "ковида" стоила государству 2,9 миллиарда. А говорят, денег в государстве нет. Все есть, но только для своих. Поэтому в следующий раз, когда вам будут рассказывать, что денег в государстве нет, вспомните это", — сказал Устинова.
По ее данным, проект закона №4278 с поправкой №55 будет вынесен на второе чтение уже на этой неделе.